Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Верховный суд дает разъяснения

Пленум Верховного суда (ВС) обсудил проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». По итогам заседания документ был отправлен на доработку.

В нем будут разъяснены сложности, связанные с классификацией товаров, таможенным контролем, взысканием и возвратом таможенных платежей, а также особенности рассмотрения дел с участием граждан. Эксперты поддержали инициативу по разъяснению ТК ЕАЭС. Было отмечено, что в представленной редакции проект постановления разрешает ряд значимых процессуальных вопросов; принятие данных разъяснений необходимо для верной квалификации правоотношений в сфере таможенного регулирования и обеспечения единообразия применения судами таможенного законодательства. Кроме того, в документе ВС содержатся указания, которые допускают возможность запрета «ретроспективного доначисления таможенных платежей по решению Евразийской экономической комиссии».

Отмечено, что документ стимулирует таможенные органы и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к активному взаимодействию для минимизации тех разногласий и споров, которые могут перейти в суды. В нем отмечено, что положения Кодекса имеют приоритет над иными международными договорами, за исключением Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Актами, регулирующими таможенные правоотношения в РФ, также признаются решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

При этом в случае возникновения противоречий между положениями Договора, Кодекса и указанными решениями Комиссии применению подлежат нормы двух первых документов. Предполагается, что при толковании и применении норм права Союза российские суды также должны учитывать акты Суда ЕАЭС. Особо подчеркнуто, что приоритет права Союза над внутригосударственным законодательством РФ не может приводить к нарушению гарантированных Конституцией прав и свобод граждан и организаций.

Эксперты отмечают, что проект постановления Пленума ВС разрешает ряд значимых процессуальных вопросов. В нем, например, указано, что бремя доказывания недостоверности информации, представленной в ходе таможенного контроля, лежит на таможенном органе. Презумпция достоверности представленной декларантом информации является необходимым условием рассмотрения споров, возникающих из публичных правоотношений.

Также говорится, что при наличии сомнений в достоверности представленной информации декларант должен иметь реальную возможность для их устранения. При этом для декларанта установлено ограничение на представление новых доказательств в обоснование своей позиции в суде. ВС считает, что судебное разбирательство не должно и не может подменять собой административную процедуру таможенного контроля.

Юристы считают, что в целом принятие данного документа должно сыграть положительное значение для судопроизводства по спорам с таможенными органами. Отмечается, что сейчас в судебной практике возникает достаточно много вопросов, связанных с применением положений ТК ЕАЭС. Постановление призвано снизить количество судебных споров по данному вопросу. Отмечено, что «наиболее актуальными и сложными для декларантов являются вопросы, касающиеся корректировки таможенной стоимости (КТС)».

Зачастую декларанты занижают ее, из-за чего бюджет получает меньше таможенных платежей. При этом и позиция таможенных органов не выглядит бесспорной. Они нередко необоснованно отказывают в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара или не соглашаются с выбранным методом ее определения. Еще одно злоупотребление с их стороны - несоблюдение процедуры перехода на другой метод.

Обращается внимание, что, согласно проекту, о сложившейся практике классификации товаров могут свидетельствовать разъяснения ФТС России, судебные акты и предварительные решения по классификации товаров, срок действия которых не истек.

В ходе дискуссии по документу ВС говорилось о недопустимости придания решениям КТС обратной силы. Это позволит защитить права участников ВЭД от ретроспективного доначисления платежей. Было отмечено, что при возникновении споров о правильности применения ставок ввозных таможенных пошлин, в случаях, не указанных в статьях 35, 36 и 43 Договора, при отсутствии иного решения ЕЭК должны применяться ставки, определенные Единым таможенным тарифом Союза.

Среди прочего ВС напомнил судам о необходимости применения принципов таможенного регулирования, указанных в Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция). К таким стандартам относится неприменение существенных штрафов при неумышленном характере ошибок, допущенных в ходе декларирования товара, и ограниченности сроков, в течение которых таможенные органы вправе начислять пошлины и налоги и принимать меры по взысканию задолженности.

Также отмечено, что с учетом пункта 2 статьи 12 Киотской конвенции некоторые ее стандарты и рекомендации не являются обязательными для России. Однако суды могут их учитывать в качестве информации об организации соответствующих таможенных процедур и о международной практике таможенного обложения товаров при толковании ТК ЕАЭС и иных международных договоров как дополнительное средство толкования.

Применять как положено

Относительно правил определения таможенной стоимости товаров в проекте обращено внимание на тот факт, что их необходимо применять с учетом статьи VII ГАТТ 1994 года и Соглашения по применению указанной нормы. Кроме того, предполагается, что при отсутствии в нормативных актах положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Предполагается, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если, в частности, не представлены доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар. Однако выявление недостатков в оформлении представленных документов, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.

ВС отметил, что цена ввозимых товаров не может быть отклонена лишь потому, что таможенный орган посчитает ее слишком низкой по отношению к ценам на однородные (идентичные) ввозимые товары или стоимости, установившейся во внутренней торговле. В проекте указано, если такое отклонение является существенным, то оно может рассматриваться как один из признаков недостоверного определения таможенной стоимости. При отсутствии в соответствующей базе информации об указанных выше сделках таможенный орган должен использовать для сопоставления данные иных официальных или общедоступных источников информации.

Подчеркивается, что отсутствие подтверждения заявленной таможенной стоимости и выявление признаков ее недостоверного определения не могут выступать основаниями для вывода о неправильном ее определении. Это является основанием для проведения таможенного контроля, причем в ходе проверки декларанту должна быть предоставлена реальная возможность для устранения возникших сомнений в достоверности заявленной стоимости.

При этом таможенный орган обязан известить декларанта об основаниях, по которым представленные им документы и сведения не устраняют сомнений, в том числе с учетом иных собранных документов и полученных сведений. Декларант же вправе представить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа. Они должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.

С учетом того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля, новые доказательства могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа.

При оценке правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости следует учитывать, что декларант имеет право предоставить дополнительную информацию, касающуюся заявленных сведений. Если же он не воспользовался такой возможностью, таможенный орган вправе определить стоимость тем методом, для применения которого у него имеются необходимые документы и сведения.

Отмечено, что первый метод основывается на учете цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 39 ТК Союза и увеличенной на ряд дополнительных начислений, перечень которых приведен в статье 40 Кодекса. При этом в таможенную стоимость не включаются иные расходы покупателя, в том числе связанные с оплатой отдельных услуг продавца. В проекте указано, что незаявление или неполнота заявления одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении указанного метода, если при проведении таможенного контроля декларант представил необходимую информацию либо если она имеется в распоряжении таможенного органа.

По мнению ВС, декларант обязан подтвердить, что фактически уплаченная или подлежащая уплате цена за товар была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи сторон сделки, в том числе посредством раскрытия информации о ценообразовании. Данная обязанность возникает в случаях, когда указание о совершении сделки с ввозимыми товарами между взаимосвязанными лицами сделано при декларировании товаров либо взаимосвязь участников сделки установлена при проведении таможенного контроля и таможенным органом выявлены признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости.

О классификации, и не только

В проекте речь также идет о классификации товаров для таможенных целей. Указано, что при проверке обоснованности классификационного решения (КР) таможенного органа суду следует руководствоваться Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС, принятыми в соответствии с ними решениями ФТС России и ЕЭК по классификации отдельных видов товаров. При этом нужно учитывать Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные ЕЭК в качестве вспомогательных рабочих материалов.

При обосновании правильности классификации участники ВЭД и таможенные органы вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, и представлять суду КР, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства. Однако отмечается, что «указанные доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат оценке в совокупности с иными доказательствами, обосновывающими правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД».

В документе указано, что «проведение таможенного контроля после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями, в том числе по определению таможенной стоимости, классификации, происхождению товаров».

В то же время не исключается возможность определения таможенной стоимости ввезенных товаров в большем размере, если о недостоверности ранее заявленной стоимости, кода товара или сведений о его происхождении свидетельствуют новые доказательства, полученные в ходе таможенного контроля, начатого после выпуска товаров. Предполагается, что после выпуска товаров внесенные в декларацию сведения могут быть изменены или дополнены по результатам таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера таможенных платежей.

Относительно незаконного перемещения товаров несколькими лицами указано, что само по себе заключение физическим или юридическим лицом сделки с участником внешнеторгового оборота, допустившим незаконное перемещение товара, не является основанием для возложения на него солидарной обязанности по уплате таможенных платежей. Документ ВС также затрагивает и вопросы банкротства. Указано, если после ввоза товара в отношении лица, которым не исполнена обязанность по уплате таможенных платежей, возбуждено дело о банкротстве, то к данным товарам возможно применение мер задержания и обращения на них взыскания.

Отмечается, что в случае обращения таможенного органа в суд с требованием о взыскании таможенных платежей следует исходить из того, что непринятие декларантом мер по оспариванию решений таможенного органа, влияющих на исчисление данных платежей, уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах платежей не должно рассматриваться как согласие с предъявленным требованием.

В отношении пеней говорится, что наличие в федеральном бюджете излишне уплаченных отдельных сумм, превышающих по своему размеру величину произведенных доначислений, свидетельствует об отсутствии оснований для взимания пеней. Указано, что в таком случае нет потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов и требующих компенсации. При этом подчеркивается, что суд не вправе уменьшить размер начисленных пеней, поскольку их взимание не является мерой ответственности.

ВС также указал на тот факт, что лицо, избравшее административный способ обжалования акта таможенного органа, не может быть ограничено в праве на судебную защиту. Поэтому период административного обжалования не включается в срок, предоставленный для обращения в суд.

Не забыли и про физлиц

В документе подчеркивается, что при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока их возврата в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться суд с требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату данной суммы в течение 3 лет со дня, когда оно узнало или должно было узнать о том, что платеж является излишним. Обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишних таможенных платежей, поступивших в бюджет в связи с незаконными действиями таможенного органа, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата.

Отмечено, что при взыскании в пользу участников ВЭД процентов в связи с излишним взысканием таможенных пошлин и налогов указанные проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет, и до даты фактического возврата. В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного орган. По вопросу авансовых платежей разъяснено: если их расходование производилось в добровольном или принудительном порядке, то срок возврата неиспользованного остатка исчисляется с даты совершения последнего из указанных действий.

При установлении правового статуса физического лица для целей таможенного регулирования судам следует учитывать, что именно постоянное место его жительства в государстве – члене ЕАЭС является обстоятельством, разграничивающим принадлежность физлица к лицам соответствующих государств или иностранцам. Гражданство в данном случае не имеет значения.

Относительно товаров для личного потребления указано, что установление факта последующей продажи лицом, переместившим их через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Однако систематическая (более двух раз) продажа… может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

Особое внимание в проекте постановления уделено особенностям уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввезенного транспорта для личного пользования в связи с его невывозом в обозначенные сроки. Предполагается, что возможно прекращение обязанности по перечислению соответствующих сумм в бюджет, если до наступления срока их уплаты транспортное средство (ТС) было уничтожено или безвозвратно утрачено вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

При этом о прекращении существования ТС могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта, превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости самого ТС на момент аварии либо равенство этих сумм. ВС исходит из того, что не нужно уплачивать таможенные платежи, если транспорт угнали или похитили, вследствие чего объективно невозможен его вывоз с таможенной территории.

«Возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли…, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым – увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления», – подчеркнуто в документе.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 25 ноября 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog